Требования к дезинфекции общественного транспорта
Общественный транспорт всегда являлся местом повышенной опасности с точки зрения распространения вирусов. А в период пандемии, угроза заражения возрастает в разы. И это логично из-за высокого скопления людей, которые могут не только болеть, но и быть бессимптомными носителями заболевания. Поэтому, дезинфекция общественного транспорта – обязательная процедура не только в период высокой вирусной активности, но и в другое время.
Все требования к обработке пассажирского транспорта общего назначения, изложены в следующих нормативных документах:
♦ Федеральном законе № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
♦ Распоряжением СанПиН СП 2.3.6.1066-01. От 06.09.2001 г. подписанным главным санитарным врачом и утверждённым Госкомнадзором.
В постановлении правительства №554 от 24.07.2000 года, которое и ввело в действие ФЗ №52-ФЗ, статья №31, прямо указывает на то, что перевозка пассажиров допускается только после предварительной очистки, промывки и дезинфекции транспортного средства. Это является превентивной мерой распространения различных заболеваний. И осуществляется данное мероприятие ежедневно, ответственными сотрудниками предприятия.
Поддаваться своевременной дезинфекции должен весь как городской, так и междугородный и даже – международный транспорт. А это и городские автобусы, троллейбусы, маршрутки, трамваи, вагоны метро; и междугородние автобусы; и поезда; и самолёты. Но особое внимание в период пандемии уделяется общественному транспорту. Согласно требованиям, мойка с применением специальных дезинфицирующих средств должна проводится ежедневно. А при высокой вирусной активности – минимум дважды в день. Профессиональная обработка, дезинфекция общественного транспорта с применением разрешённых средств, стандартно проводится минимум раз в месяц. В период пандемии, данный срок также сокращается. Строгих требований в законодательстве не прописано, но их могут устанавливать местные власти, либо руководство транспортной компании, в чьём ведомстве находится подвижной состав.
Что говорит Роспотребнадзор
Роспотребнадзор выпустил особые предписания относительно дезинфекции и обработки транспорта, именно в период пандемии. В частности, чтобы максимально обезопасить пассажиров от заражения, они содержат следующие пункты:
♦ Каждый автобус (троллейбус, трамвай, вагон метро) должен проходить очистку и дезинфекцию после окончания рабочей смены, но не менее 2 раз в сутки.
♦ Если маршруты длительные, то необходимо проводить проветривание салона и его влажную уборку.
♦ На междугородних рейсах, обязательно проводится обработка пряжек и ремней безопасности, откидных столиков, подлокотников кресел, ручек дверей и поручней, индивидуальных видеомониторов, всех пластиковых, металлических и кожаных частей спинок кресел.
Если на маршруте, особенно данный пункт касается междугородных, так как там выше уровень контроля, выявлен заражённый пассажир, то салон транспортного средства должен быть незамедлительно обработан специализированной организацией. Самостоятельной обработки подручными средствами недостаточно.
Регулярная дезинфекция своими силами
Доверять регулярную дезинфекцию транспорта, которая согласно действующим распоряжениям должна проводиться минимум дважды в сутки, профессиональной службе дезинфекции – не будет ни одна компания-перевозчик. Как минимум потому, что это не выгодно. Ежедневную дезинфекцию, как и уборку между рейсами, проводят силами собственных сотрудников. Для этого запрещено использовать сжатый воздух или струю воды под давлением. А чистка пылесосом разрешена строго после проведения правильной дезинфекции.
При санитарной обработке, необходимо хорошо проветрить салон, тщательно вымыть полы с использованием дезинфицирующих средств. Роспотребнадзор допускает применение таких:
♦ Натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 0,06%.
♦ Хлорамин Б в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 3,0%.
♦ Перекись водорода в концентрации не менее 3,0%.
♦ Четвертичные аммониевые соединения в концентрации в рабочем растворе не менее 0,5%.
И другие препараты в правильной концентрации. Также, обязательно должны быть обработаны все поручни, ручки дверей, части кресел не в тканевой обивке. Также, для проведения быстрой локальной дезинфекции, Роспотребнадзор рекомендует использовать переносные инфракрасные лампы.
Профессиональная дезинфекция транспорта
Дезинфекция транспорта силами специализированной службы, также должна осуществляться регулярно. В СП 3.5.1378-03 содержится полный перечень пунктов, согласно которым, профессиональная обработка и должна осуществляться. Наиболее важные из них таковы:
♦ Дезинфекция может проводиться только на специально оборудованной площадке.
♦ Дезинфицирующие средства могут использоваться исключительно те, которые прошли государственную сертификацию.
♦ Допустимо применять в процессе обработки исключительно препараты и спецоборудование, безопасные для людей и животных,
♦ В процессе дезинфекции должна осуществляться как обработка салона, так и транспортного средства снаружи.
♦ Данные о каждой дезинфекции обязательно должны быть отмечены в специальном журнале.
Наиболее эффективными методами дезинфекции от вирусов, является использование горячего тумана, которая относится к процедурам первого ранга эффективности. Из специального генератора, вещество попадает в воздух в виде наночастиц, похожих на туман и оседая медленно в течении нескольких часов, полностью обеззараживает объект. После этого, достаточно только всё хорошо проветрить. Высокую эффективность демонстрирует и использование холодного тумана. Технология схожа с предыдущей, но частицы действующего вещества крупнее и оседает такое облако несколько быстрее. наиболее быстрым способом обработки является газация, но на пассажирском транспорте она используется в крайне редких случаях.